Заголовок носит явно иронический характер. Если Льва Толстого считали зеркалом нашей революции, то чета Горбачевых: Михаил и Раиса — не только зачинатели пресловутой Перестройки в СССР, но и ее зеркало. И именно чета, именно пара, они вместе!
Мое личное отношение к обоим резко отрицательное, хотя я буду настаивать, что на том, что произошло с нами с развалом Союза, мы все, абсолютно все, несём персональную ответственность. Каждый! И я тоже!
Кто-то таскал в самом что ни на есть прямом смысле: скрепки с работы, кто-то брал заводами и фабриками. Но те, кто может, и не был «несуном» в то время, своим внутренним состоянием, пораженческим настроением, вечной неудовлетворённостью и недовольством лил воду на ту же мельницу.
Вообще-то тогда всё это было непонятно и время настоящего осмысления приходит только сейчас!
Нет, ни мои родители, ни их сослуживцы или друзья не были диссидентами, никто и не думал тогда о предательстве родины и тем более не желал ей скорого конца, но и упрекать людей, в том, что им хотелось иметь туалетной бумаги, не говоря уже о всём прочем — как-то бессмысленно. Не хлебом единым жив человек, но им тоже!
Всё моё детство прошло под аккомпанемент интеллигентствующей родительской компании в многонациональной столице одной из южных Союзных республик, где говорили на прекрасном русском, накрывали чудесные, полные столы, а мечтали «увидеть Париж и умереть» в перерывах с бесконечными сетованиями на отсутствие того и этого.
А то, что материальных ценностей в этой южной столице было гораздо больше, чем например, в русской глубинке, я всегда знала не понаслышке: минимум 2 месяца летом каждый год на исторической родине, у бабушки в провинциальном городке с пустыми полками на среднем Поволжье ясно давали мне понять что где почём.
Но что наличие в ассортименте ста сортов колбасы оплачивается, оказывается, практически, душой — такого, я думаю, не всякий предполагал в тех советских очередях, а уж готов ли был платить такую цену — вот где вопрос на уровне гамлетовского.
Но вернёмся к началу, к Горбачевым. Толчком к этой моей статье послужил видеоролик о Раисе Максимовне; но кроме этого были годы осмысления, и не только того, как жили мы, но и как живут они.
Они — это те, кто был нашим идеалом, да и остаётся им во многом до сих пор, не смотря ни на что, и даже на то, что уже абсолютно откровенно не скрывают, что и за людей нас не хотят считать. И именно туда, в это «логово» вела нас эта сладкая парочка Михаил и Раиса Горбачевы.
Попытки показать Раису Максимовну в фильме с человеческой стороны, объяснить ее поведение, надеясь не то, что на любовь, но хотя бы на понимание, с моей точки зрения, обречены на провал.
Народное мнение было сформировано давно, оно меткое, ёмкое и скорее всего бесповоротное, и в видео оно тоже хорошо отражено.
В этой семейной паре каждый руководствовался, на мой взгляд, своим интересом. Михаил Горбачев, не поработав даже толком по профессии, очень рано, надо полагать, понял, что на болтологии можно заработать гораздо больше — время пришло тогда такое. Став причиной не только смертей миллионов вверенных в его руководство людей, но и даже косвенно своей, как любят подчёркивать, любимой жены, он, не смотря на непрекращающиеся проклятия в свой адрес, пережив и страну и жену, с упоением рассказывает на камеру, сколько он зарабатывал сразу по окончанию института и сколько, когда попал на высокие должности в Москве — птицу видно по полету!
Раиса Максимовна, с комплексом отличницы, безусловно, не глупая, щепетильная, старательная, очевидно, умела ставить и добиваться целей. И очень болезненно переживала их крушение.
Чего стоит только рассказ на камеру любящего мужа о том, какая она опущенная была после расставания со своим предыдущим молодым человеком. Фактически брошенная, после чего и попала в поле зрения нашего героя Михаила Сергеевича! Как женщина, я бы оценила подобное откровение на широкую публику, просто предательским поступком. Ну кому может понравится публичный разговор о каких-то бывших пассиях, да ещё при такой раскрученности «любви» наших героев?! Да и их социального статуса.
Одним словом для Раисы Михаил стал тем, на кого она возложила все свои надежды; те, ради которых она ехала с дальнего российского полустанка в столицу, заканчивала школу с золотой медалью, изучала работы философов на философском факультете. И с Михаилом у нее и были шансы на самый высокий полет, что скрывался в ее душе. Он, Михаил, стал для нее ездовой лошадкой, и уж для этого она была рада стараться изо всех сил.
И поэтому, когда трое подписали Беловежский договор, который как теперь выясняется, он мог ещё отыграть обратно, потому что не были до конца разрушены рычаги власти, но предпочел отказаться; тем самым подписал смертный приговор не только стране, но и жене.
А трон зашатался ещё в Форосе, оттуда и началась ее болезнь, как известно. Особенно умиляют кадры из видео, как Горбачев, когда разрушение начало входить в горячую фазу и перестройка превращалась в перестрелку, звонил по нескольку раз в день жене. Клал в штаны, по простому говоря.
Лично он отдал приказ обстреливать в ночь на 20 января ту самую цветущую южную столицу, где прошло мое детство. Кровь людская — не водица! Это тебе не тавтологию в уши вдувать про ускорение. А наш герой спать даже один не мог, оказывается, надо было чтоб жена все время за ручку держала. И внучка, этот абсолютный тогда ребенок, всегда живущий в искусственно созданном, защищённом мирке, рассказывает на камеру, что дедушка был не тем, кем можно было управлять?!
Что ты нам, милая, всё это пережившим в самом пекле, хочешь сказать?! Что твой дедушка не был подкаблучником?
Он ублажал твою бабушку, которая когда-то, почему-то решила всегда непременно быть первой: и которая хоть и была умной, но не настолько, чтобы понять, что философия нужна не для кабинетов; и если она не работает в жизни, то грош ей цена.
И бабушка твоя весь свой ум, эрудицию, вкус и талант направляла на то, чтобы понравится Западу, заслужить его одобрение.
Ты конечно, можешь сказать, что делала она это за всех нас, чтобы мы все, как страна, и люди, ее населяющие, понравились этому Западу, и он, этот пресловутый запад, дал бы нам наконец «лицензию на существование». Так и Наина Ельцина уверяет нас, что ее муж нес нам свободу.
А дедушка твой на самом деле готов был уступить всем и каждому.
Хотите берлинскую стенку — пожалуйста!
Хотите социалистический лагерь? — берите, сколько хотите!
Хотите Карабах — обсудим цену вопроса!
Разоружаться?! — да мы всегда готовы. И т.д. И т.п.
И задабривание — это не то чувство, чем должно руководствоваться высшее лицо в государстве. В любом государстве! Мир, дружба, жевачка со всем миром — это может быть и хорошая идея, но она даже сейчас пока ещё очень далека от реального положения дел.
А твой дедушка, словно забыл на каком посту он сидел и чьи интересы он должен был отстаивать в этом кресле. А ведь народ ему намякивал, пока еще не поздно было, что бабушка твоя заигралась в стремлении понравится кому-то там на стороне.
А если ты не отстаиваешь интересы тех, к чему обязывает тебя твой пост, то это называется предательством и никак иначе! Но дедушка твой и сейчас всё упорствует, видишь ли народ ему не тот достался, домостроевский. Ух, насмешил!
Да, это тебе не западное быдло, умиляющееся свадьбе, крестинам, именинам и прочим светским мероприятиям очередной королевской особи. На западе кастовость уже со средних веков глубоко вбита в мозг, и это не смотря на «демократию» и «свободу».
Твой дедушка положил на алтарь перестройки не только твою бабушку, но и миллионы, миллионы других, разрушил не только жизни, но и честь и достоинство целой страны, у которой не только великое прошлое, но и, я в этом ни минуты не сомневаюсь, великое будущее.
Но мы, как и твоя бабушка, сами были рады обманываться!
Нет, перестройка — это не то, что снаружи. Это не попытки выслужиться, сдавая шаг за шагом всё своё. Перестройка — это то, что внутри.
И нам надо было пережить эти огромные тяготы, сломать железный занавес, разъехаться части из нас по миру, чтобы сегодня иметь шанс снова собрать камни.
Поймет ли это когда-нибудь твой дед?! Исправит ли горбатого могила?!
Вот это видео, просмотр которого сподвинул на написание этой статьи.