Эта статья является продолжением статьи о начальной немецкой школе, которую я вам рекомендую почитать, чтобы видеть общую последовательность.
Немецкая школа
После того, как ребенок более или менее благополучно пройдет начальную школу, наступает один из ответственных моментов в его школьной жизни. И событие это настолько важное, что по большому счету оказывает влияние на всю его последующую взрослую жизнь.
Немецкая школа и вся немецкая система образования, хотя и не лишена определенных достоинств, имеет два очень больших недостатка, И здесь мы как раз подходим к первому из них.
Немецкая школа, недостаток 1:
это деление всего школьного образования на три возможных образовательных уровня. Т.е. каждый ребёнок проходит обучение только по одной из трёх ступеней.
Возможные варианты:
- Базисная школа
- Реальная школа
- Гимназия
Забегая вперёд, скажу, что гимназия, которая является самым высоким уровнем немецкой школы, сама по себе очень, ну просто очень-очень уступает тому школьному образованию, которое я получила когда-то в самой обычной советской школе. Что же говорить о двух других, более низких ступенях?!
Базисная школа (Hauptschule) — это минимум всех минимумов, который возможен для понятия «образованный человек» и представляет собой только самые основные понятия в предметах, число которых очень ограниченно. От наших переселенцев я слышала, что базисная немецкая школа — это практически уровень школы для детей с задержкой развития в советское время.
Гимназия, как было уж сказано, является самым продвинутым уровнем немецкого школьного образования. Если ребенок пройдет ее в полном объеме (а здесь тоже есть варианты), то он имеет право пойти учиться в любые высшие учебные заведения, включая университеты.
По ходу скажу, что поступление в высшие учебные заведения в Германии не требует вступительных экзаменов и происходит просто по подаче заявления. И, как правило, после уже первого полугодия происходит грандиозный самоотсев. Лишь только некоторые «хлебные» профессии, как медицина и юриспруденция, имеют при поступлении конкурс школьных аттестатов, что и там, впрочем, не исключает определенного отсева.
Вернёмся к школе.
Реальная (Realschule) — это некий промежуточный уровень между базисной и гимназией, это что-то вроде восьмилетней школы в советское время. Окончание такой школы даёт возможность поступать в учебные заведения аналогичные нашим ПТУ или техникумам. Т.е. овладевать какой-либо профессией среднего звена.
Почему такое деление в немецкой школе я отношусь к основополагающим недостаткам?
— Потому что деление учащихся на категории происходит уже к пятому классу. Места в каждой из школ заранее ограничены и это заставляет учителей уже с малого возраста раскидывать детей на категории.
Всё это происходит на фоне постоянно муссирующегося в общественном сознании мнения, что учёба, дескать, дело не простое, не каждому дано. Т.о. гимназия для многих так и остаётся лишь пределом мечтаний и объектом зависти к тем, кто все таки там.
Кроме того, как правило, начальная и все остальные школы — это отдельные учебные заведения. Так что ребенку после четырех лет начальной школы, где всё ещё очень мило и по детским сладко, приходится не только покинуть привычное здание, но и столкнуться с первыми суровыми реалиями жизни.
Т.о. с младых ногтей происходят маленькие трагедии в детских душах и возможно навсегда впечатывается ощущение о своей «неполноценности» у тех, кто не попал туда, куда стремился.
Таким образом, в немецкой школе мы видим ярко выраженную тенденцию на отрезание доступа к высшему образованию и тенденцию к обрезанию образовательного уровнем в целом.
Всё это делается, разумеется, с дальним прицелом. Образованные в Германии — своеобразная каста, не просто с хорошими, а с очень хорошими окладами, зачастую в разы отличающимися от среднестатистической. И общество рьяно следит за тем, чтобы всегда оставалось достаточно людей, способных только что сидеть за кассовым аппаратом какого-то супермаркета.
Для тех, кто не попал в гимназию, но ещё питает надежды на высшее образование, есть возможность после реальной школы пойти в профессиональное училище (Berufschule), где наряду с обучением профессии, можно завершить и гимназиальный уровень в облегчённое варианте. Это даёт право поступать в некоторые высшие учебные заведения. Но университеты и такие профессии, как медицина и юриспруденция навсегда исключены.
Немецкая школа, недостаток 2:
Второй недостаток немецкой школы плавно вытекает из первого и служит тем же целям.
Недостаток 2 — это фрагментарностью всего образования. Т.е. представление даётся лишь в виде фрагментов, что не даёт обучающемуся целостной картины предмета, я уже не говорю о мире в целом.
Из класса в класс предметы вроде физики, химии, биологии изучаются лишь как набор каких-то отдельных явлений, из которых трудно уловить причинно — следственные связи. Многих предметов нет вообще. Моя дочь закончила гимназию и у нее не было предмета географии. Чего же удивляться, что западные обыватели с трудом представляют себе карту мира!
Очень ограниченны и все гуманитарные науки: история, литература. Нет общего плана обучения по этим предметам, не только каждая земля, но даже каждая школа может по своему выбрать учебный план. Нет речи о том, чтобы учащиеся знали мировую историю или литературу, как это было принято в советской школе. Говоря это, я имею в виду гимназиальный уровень!
Как-то я спросила здесь учителя, помня наше фундаментальное школьное обучение, почему же школа не даёт базисных понятий по предметам?
И тот ответил мне: «А зачем? Если ваш ребенок хочет глубже понять физику, то он должен пойти в университет». Так и есть, даже прошедшие университеты, так же остаются здесь в очень ограниченном контексте, ведь по каждому конкретному предмету не возможно закончить университет…
Единственно, за что я даю зачёт немецкой школе — это изучение иностранных языков. Не смотря на то, что в своё время имела пятерки, говорить на английском так и не могла. Моя же дочь по окончании гимназии бегло говорила по английски и знала азы ещё двух иностранных языков, кроме немецкого.
Подытоживая видим, что немецкая школа как и все европейское мышление в целом подчинено исключительно сиюминутной практичности и нет в ней места таким понятиям как выращивание человека — творца или, как минимум, человека с широким кругозором.
Остаётся радоваться, что гендерные теории, по крайней мере пока, не доминируют. Но уроки сексуального просвещения обязательны в старших классах. Тоже, вроде пользы ради, чтобы не было дремучей необразованности в отношении тела.
Но как следствие этой просвещенности, молодые люди очень рано, уже в школе начинают половую жизнь и не делают из этого никакого секрета. Девушки применяют, как правило, противозачаточные таблетки, однажды посоветовашимь с врачом. Парадоксально, что разговор о школе, получил такую концовку. Но это реальность сегодняшней Германии. Школу здесь заканчивают примерно к 21 году. Школьное обучение растянуто на 12-13 лет, так в субботу не учатся.
2 последних класса учителя начинают обращаться к ученикам на «Вы», и те зачастую прибывают в школу на машине, ведь права здесь можно иметь уже с 17. Кстати, формы в немецкой школе нет!