Культура, Общество        12 апреля 2018        614         0

Немецкая школа

Эта статья является продолжением статьи о начальной немецкой школе, которую я вам рекомендую почитать, чтобы видеть общую последовательность.

немецкая школа

Одна из школ во Франкфурте на Майне

Немецкая школа

После того, как ребенок более или менее благополучно пройдет начальную школу, наступает один из ответственных моментов в его школьной жизни. И событие это настолько важное, что по большому счету оказывает влияние на всю его последующую взрослую жизнь.

Немецкая школа и вся немецкая система образования, хотя и не лишена определенных достоинств, имеет два очень больших недостатка, И здесь мы как раз подходим к первому из них.

немецкая школа

Немецкая школа, недостаток 1:
это деление всего школьного образования на три возможных образовательных уровня. Т.е. каждый ребёнок проходит обучение только по одной из трёх ступеней.
Возможные варианты:

  • Базисная школа
  • Реальная школа
  • Гимназия

Забегая вперёд, скажу, что гимназия, которая является самым высоким уровнем немецкой школы, сама по себе очень, ну просто очень-очень уступает тому школьному образованию, которое я получила когда-то в самой обычной советской школе. Что же говорить о двух других, более низких ступенях?!

Базисная школа (Hauptschule) — это минимум всех минимумов, который возможен для понятия «образованный человек» и представляет собой только самые основные понятия в предметах, число которых очень ограниченно. От наших переселенцев я слышала, что базисная немецкая школа — это практически уровень школы для детей с задержкой развития в советское время.

Гимназия, как было уж сказано, является самым продвинутым уровнем немецкого школьного образования. Если ребенок пройдет ее в полном объеме (а здесь тоже есть варианты), то он имеет право пойти учиться в любые высшие учебные заведения, включая университеты.

По ходу скажу, что поступление в высшие учебные заведения в Германии не требует вступительных экзаменов и происходит просто по подаче заявления. И, как правило, после уже первого полугодия происходит грандиозный самоотсев. Лишь только некоторые «хлебные» профессии, как медицина и юриспруденция, имеют при поступлении конкурс школьных аттестатов, что и там, впрочем, не исключает определенного отсева.

Вернёмся к школе.

Реальная (Realschule) — это некий промежуточный уровень между базисной и гимназией, это что-то вроде восьмилетней школы в советское время. Окончание такой школы даёт возможность поступать в учебные заведения аналогичные нашим ПТУ или техникумам. Т.е. овладевать какой-либо профессией среднего звена.

Почему такое деление в немецкой школе я отношусь к основополагающим недостаткам?

— Потому что деление учащихся на категории происходит уже к пятому классу. Места в каждой из школ заранее ограничены и это заставляет учителей уже с малого возраста раскидывать детей на категории.

Всё это происходит на фоне постоянно муссирующегося в общественном сознании мнения, что учёба, дескать, дело не простое, не каждому дано. Т.о. гимназия для многих так и остаётся лишь пределом мечтаний и объектом зависти к тем, кто все таки там.

Кроме того, как правило, начальная и все остальные школы — это отдельные учебные заведения. Так что ребенку после четырех лет начальной школы, где всё ещё очень мило и по детским сладко, приходится не только покинуть привычное здание, но и столкнуться с первыми суровыми реалиями жизни.

Т.о. с младых ногтей происходят маленькие трагедии в детских душах и возможно навсегда впечатывается ощущение о своей «неполноценности» у тех, кто не попал туда, куда стремился.

Таким образом, в немецкой школе мы видим ярко выраженную тенденцию на отрезание доступа к высшему образованию и тенденцию к обрезанию образовательного уровнем в целом.



Всё это делается, разумеется, с дальним прицелом. Образованные в Германии — своеобразная каста, не просто с хорошими, а с очень хорошими окладами, зачастую в разы отличающимися от среднестатистической. И общество рьяно следит за тем, чтобы всегда оставалось достаточно людей, способных только что сидеть за кассовым аппаратом какого-то супермаркета.

Для тех, кто не попал в гимназию, но ещё питает надежды на высшее образование, есть возможность после реальной школы пойти в профессиональное училище (Berufschule), где наряду с обучением профессии, можно завершить и гимназиальный уровень в облегчённое варианте. Это даёт право поступать в некоторые высшие учебные заведения. Но университеты и такие профессии, как медицина и юриспруденция навсегда исключены.

 

Немецкая школа, недостаток 2:

Второй недостаток немецкой школы плавно вытекает из первого и служит тем же целям.

Недостаток 2 — это фрагментарностью всего образования. Т.е. представление даётся лишь в виде фрагментов, что не даёт обучающемуся целостной картины предмета, я уже не говорю о мире в целом.

Из класса в класс предметы вроде физики, химии, биологии изучаются лишь как набор каких-то отдельных явлений, из которых трудно уловить причинно — следственные связи. Многих предметов нет вообще. Моя дочь закончила гимназию и у нее не было предмета географии. Чего же удивляться, что западные обыватели с трудом представляют себе карту мира!

Очень ограниченны и все гуманитарные науки: история, литература. Нет общего плана обучения по этим предметам, не только каждая земля, но даже каждая школа может по своему выбрать учебный план. Нет речи о том, чтобы учащиеся знали мировую историю или литературу, как это было принято в советской школе. Говоря это, я имею в виду гимназиальный уровень!

Как-то я спросила здесь учителя, помня наше фундаментальное школьное обучение, почему же школа не даёт базисных понятий по предметам?

немецкая школа

И тот ответил мне: «А зачем? Если ваш ребенок хочет глубже понять физику, то он должен пойти в университет». Так и есть, даже прошедшие университеты, так же  остаются здесь  в очень ограниченном контексте, ведь по каждому конкретному предмету не возможно закончить университет…

Единственно, за что я даю зачёт немецкой школе — это изучение иностранных языков. Не смотря на то, что в своё время имела пятерки, говорить на английском так и не могла. Моя же дочь по окончании гимназии бегло говорила по английски и знала азы ещё двух иностранных языков, кроме немецкого.

Подытоживая видим, что немецкая школа как и все европейское мышление в целом подчинено исключительно сиюминутной практичности и нет в ней места таким понятиям как выращивание человека — творца или, как минимум, человека с широким кругозором.

Остаётся радоваться, что гендерные теории, по крайней мере пока, не доминируют. Но уроки сексуального просвещения обязательны в старших классах. Тоже, вроде пользы ради, чтобы не было дремучей необразованности в отношении тела.




Но как следствие этой просвещенности, молодые люди очень рано, уже в школе начинают половую жизнь и не делают из этого никакого секрета. Девушки применяют, как правило, противозачаточные таблетки, однажды посоветовашимь с врачом. Парадоксально, что разговор о школе, получил такую концовку. Но это реальность сегодняшней Германии. Школу здесь заканчивают примерно к 21 году. Школьное обучение растянуто на 12-13 лет, так в субботу не учатся.

2 последних класса учителя начинают обращаться к ученикам на «Вы», и те зачастую прибывают в школу на машине, ведь права здесь можно иметь уже с 17. Кстати, формы в немецкой школе нет!

Загрузка...